Реинкарнация «летучего» голландца

Звукосниматели у Egmond’a довольно большие, по современным меркам скорее похожи на хамбы, чем на синглы, но конструктивно — это обычные синглы. Конструкция такова, что звучок можно отрегулировать четырьмя крепежными винтами как по высоте, так и по наклону по двум плоскостям. Кроме того, на каждом звукоснимателе имеется еще шесть винтов для регулировки уровня звука каждой струны.

Egmond_10

Сигнал довольно сильный, с богатым спектральным составом. Пиковая амплитуда сигнала на аккордах превышает 250-300 милливольт, но это — при измерении осциллографом. Реальный уровень сигнала от струны МИ (тонкой) при игре примерно 50-70 милливольт. Сопротивление каждого звучка порядка 5-ти килоом, резонанстная частота около 6,5-7,0 кГц. Попытался поиграть пиком резонанса, устанавливая параллельно катушке емкости разной величины, но ничего хорошего из этого не вышло. И тогда решил просто вытянуть из звучков все, что можно «в чистом виде».

После долгих сомнений принял решение сделать активную электронику, но — по минимуму, без каких-либо эффектов, искажающих звук — для этого существуют всевозможные примочки и синтезаторы.

Активная электроника для гитары Egmond

Сигнал от каждого звучка подал на отдельный усилительный каскад на полевых транзисторах (Т1, Т2), с Кус ~ 6-8. Высокое входное сопротивление полевого транзистора позволило подключить катушки звучков непосредственно к затвору, но потом, все-таки, решил оставить разделительные емкости. Со стока каждого преда сигнал по двум частотозависимым цепям подается на трехпозиционный галетник (оставил родной — у него довольно удачная конструкция, но уменьшил число положений с пяти до трех), три группы которого позволяют выбрать необходимую комбинацию звукоснимателей — N, B, или N+B.

Потенциометр Р1 «Tone» позволяет очень эффективно изменять тембральный состав сигнала при любом положении переключателя, и главное — при этом не происходит тривиального завала низов или верхов, а изменяется наклон всей АЧХ относительно средних частот (примерно 1,2 кГц). Иными словами, если при повороте регулятора уменьшаются низа, то одновременно увеличиваются верха, и наоборот. Эдакие частотные качели.

Такая схема позволила сохранить высокий уровень сигнала звукоснимателей при очень глубокой тембральной регулировке во всем диапазоне частот. А низкое выходное сопротивление эмиттерного повторителя (Т3), нагруженного на низкоомный (всего 10 кОм) потенциометр Р2 «Volume» на выходе позволяет использовать практически любые кабели длиной до нескольких десятков метров без завала верхних частот.

В итоге удалось сохранить неизменный уровень выходного сигнала при любом положении переключателя и ручки Tone без каких-либо шумов и наводок, неизбежных при использовании удаленных входных каскадов усиления.

Питается гитарная электроника от одной цилиндрической шестивольтовой литиевой батарейки, аналогичной тем, что устанавливаются в некоторые пульты автомобильных охранных устройств. Потребляемый ток меньше двух миллиампер. Батарейка, которую я поставил в гитару года три назад до сих пор нормально работает! Сначала хотел установить трехвольтовую батарею (у нее в два раза больше емкость при равных размерах), но трех вольт оказалось маловато для линейной работы предусилителей с требуемым коэффициентом усиления.

Выключатель питания отсутствует — его функцию выполняет третий контакт нового стереогнезда (родное гнездо было снято похитителем) под обычный моно-Джек. При подключении штекера к гитаре, просто замыкается на массу минусовой контакт батарейки. Правда, у этого способа есть один недостаток — если штекер вставлять при введенной ручке громкости усилителя, возможны щелчки. Но так гитару никто и не подключает.

Родных ручек, стильных, но очень простых и лаконичных по форме, сохранилось всего две. Ничего подобного, за многие годы поисков, подобрать не удалось. Поэтому пришлось установить три новые, одинаковые ручки подходящего размера. Подошли от какой-то аппаратуры, и неплохо вписались в дизайн гитары.

Рекомендую попробовать мою схему другим самодельщикам, только прошу учесть, что номиналы емкостей и резисторов частотозависимых цепей (С6, C7, C8, C9, С10, R16, R17), возможно, придется несколько изменить под конкретные звукосниматели, и с учетом музыкальных пристрастий исполнителя. Потенциометр Р1 (Тone) должен быть группы «А», а Р2 (Volume) — группы «В». Полевики предварительных каскадов типа КТ103А, выходной эмиттерный повторитель собран на p-n-p транзисторе КТ3107 (с любой буквой). Резисторы R7, R8, R11, R12, R13, R14, R18 номиналом 1 МОм уравнивают постоянные потенциалы на ламелях переключателя, и устраняют щелчки при переключении. В принципе, можно обойтись и без них, или применить резисторы другого номинала — от 510 кОм до 1,5 МОм. Обратите внимание на полярность включения батареи, и емкости фильтра питания С13. Все остальные конденсаторы в схеме — неполярные. Как я уже писал, можно отказаться и от R1, R2, C2, C3, и подключить выводы звукоснимателей непосредственно к затворам полевых транзисторов. У меня звучки подключаются к плате через маленькие двухконтактные разъемы, поэтому я решил входные цепи реализовать так, как показано на схеме. L1 на схеме — звукосниматель, установленный у кобылки, L2 — звукосниматель у грифа.

Топологию печатной платы не привожу потому, что она разводилась под родной переключатель-галетник (он впаян прямо в плату), и вряд ли будет кому-то интересной.

Апробация реинкарнированного голландца прошла на хорошем профессиональном звуке. Опять вспомню Виктора Ивановича Фладунга, который сейчас руководит профессиональным биг-бендом, и поверьте, его коллектив технически упакован по полной программе.

Ямаховский гитарный аппарат показал, что старичок Egmond и сейчас может дать большую фору новоиспеченным Стратам, Гибсонам, Фендерам и Ибанесам. По беспристрастным (надеюсь) оценкам профессиональных гитаристов, такого звука, как у моего Egmonda, им не удается получить со своих гитар даже используя гитарные синтезаторы.

Разумеется, речь не идет об абсолютном доминировании во всех стилях, от кантри и соула до харда и панк-рока, но что касается классического звука, которым радовали нас лучшие мировые музыканты середины прошлого века и его второй половины, то тут мой пятидесятилетний голландец оказался на должной высоте. Звук очень плотный, насыщенный во всем диапазоне — от мяса до хрусталя, при это очень читабельный и чрезвычайно вариационный. Его уровень практически не изменяется при любом положении переключателя и ручки Tone. А при подключении примочек звуковые возможности гитары расширяются многократно.

Испытания показали — проделанная работа была не напрасна.

Гитара обрела новую жизнь, которая, надеюсь, продлится еще не один десяток лет.

Только, к сожалению, нет рядом музыканта, который бы сделал эту жизнь полной гастролей и выступлений. Сам я давно и окончательно расстался с живой музыкой. Остается ждать, когда появятся и вырастут внуки…

P.S. Несколько лет назад в прессе промелькнуло сообщение о том, что на одном из крупнейших аукционов мира была выставлена на торги, и продана за очень дополнительное количество английских фунтов старенькая голландская гитара Egmond — первая, и самая любимая гитара Джорджа Харрисона, гитариста легендарной группы Битлз.

Теперь я точно знаю, что на моем Egmond’e Джордж никогда не играл…

P.P.S. Сначала хотел добавить парочку старых фото, на которых Egmond «неглиже», но потом решил этого не делать — не хочется лишний раз вспоминать не самое приятное, пусть и давно уже забытое.

P.P.P.S.

Ну вот, и года не прошло, как удалось записать сэмплы Эгмонда.

  1. Клин, оба датчика, «Tone» — в положении Бридж.
  2. Клин, оба датчика, «Tone» — в положении Мидл.
  3. Клин, оба датчика, «Tone» — в положении Гриф.
  4. Клин, датчик «бридж», «Tone» — регулируется во время игры.
  5. Клин, датчик «гриф», «Tone» — регулируется во время игры.
  6. Небольшой дист, «Tone» и переключатель датчиков регулируются во время игры.
  7. Tweedman, «Tone» и переключатель датчиков регулируются во время игры.
  8. Что-то подобное № 7), «Tone» и переключатель датчиков регулируются во время игры.
  9. AC box, «Tone» и переключатель датчиков регулируются во время игры.
  10. Jazz Amp, «Tone» и переключатель датчиков регулируются во время игры.
  11. Дист (блюз), хорус. «Tone» и переключатель датчиков регулируются во время игры.
  12. Дист (блюз), делей. «Tone» и переключатель датчиков регулируются во время игры.
  13. Легкий металл.
  14. Металл.
  15. Не скажу что. СЮРПРИЗ!

Volume на гитаре и ручки примочек во время записи сэмпла в одном (неизменном) положении.

Писалось все в звуковуху компа, c последующей нормализацией.

Страницы: 1 2 3